В системе тяги на переменном токе, которая возникла в начале 20 в., напряжение в контактной сети значительно выше. В ряде стран применяют для тяги ток пониженной частоты: 162/з Гц при напряжении 15 кВ (ж. д. Германии, Швейцарии, Австрии, Швеции, Норвегии) и 25 Гц (США) при 11 кВ. Широкое применение получила система переменного тока промышленной (50 и 60 Гц) частоты напряжением 25 кВ (Россия и другие страны СНГ, Великобритания, Франция, Испания, Япония, ЮАР и др.) и ее разновидность - автотрансформаторная система

2 х 25 кВ.

Там, где стыкуются электрифицированные ж.-д. линии с разными системами тягового электроснабжения, используют многосистемный ЭПС либо сооружают станции стыкования.

Созданию системы электроснабжения предшествуют электрические расчеты, целью которых является: определение необходимого числа тяговых подстанций и их рациональное размещение; определение параметров контактной сети (марки и площади сечения проводов, способы подвешивания, выбор типа опор и поперечин и т.д.); оценка пропускной способности ж. д. по устройствам тягового электроснабжения; исследования режимов напряжения на токоприемниках ЭПС и взаимодействия их с контактной сетью, т. е. условия токосъема. Рассматриваются вопросы защиты сетей от токов короткого замыкания (КЗ),

повышения качества электроэнергии, защиты от блуждающих токов, предотвращения мешающего влияния тягового электроснабжения на работу смежных линий и устройств и др.

ТЯГОВЫЕ ПОДСТАНЦИИ

На магистральных железных дорогах в системах тягового электроснабжения используются тяговые подстанции (ТПС) - электроустановки, обеспечивающие преобразование электроэнергии и питание тяговых сетей, нетяговых ж.-д. потребителей и потребителей района, прилегающего к железной дороге. Тяговые подстанции различают по следующим признакам: по обслуживаемой системе электрической тяги - подстанции переменного тока, постоянного тока и стыковые; по способу управления - телеуправляемые и нетелеуправляемые; по способу обслуживания - с постоянным дежурным персоналом, с дежурством на дому, без дежурного персонала; по конструктивному исполнению - стационарные, в т. ч. комплектно-блочные, и передвижные; по способу присоединения к сети внешнего электроснабжения и назначению - опорные и промежуточные.