Важной задачей ВОЛЖД является консолидация стремлений и интересов любителей железных дорог, оказание помощи в реализации их творческой деятельности, включая обмен опытом; разработка и рекомендации по тематической направленности работы, что способствует ее превращению из сугубо индивидуального увлечения в массовое общественно полезное дело.

Примерами такой деятельности являются инициатива и активное участие Общества в проведении общесетевых мероприятий, связанных со 100-летием начала (1991 г.), а затем и 100-летием окончания (2001 г.) основных работ по сооружению Великого Сибирского пути (Транссиб), 130-летием Министерства путей сообщения, 60-летием образования путевых машинных станций; в осуществлении общественно-патриотических мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы, Дня железнодорожника и другим историческим событиям.

Общество осуществляет отбор и постановку на хранение натурных образцов ретротехники, а также издательскую деятельность по истории развития транспортной науки и отечественной техники. Расширение и совершенствование технического моделизма является не только важной формой профориентационной работы, но имеет также важное социальное значение: повышение общей культуры и знаний молодежи, отвлечение ее от негативного влияния.

Для популяризации и организации обмена опытом любителей железных дорог и железнодорожного моделизма Обществом создан и регулярно издается журнал «Железнодорож-НОе дело». С. А. Пашинин.

Федеральные законы, принятые в связи с реформированием железнодорожного транспорта

До начала структурной реформы железнодорожного транспорта (конец 1990-х гг.) действовало три основных федеральных закона, регламентирующих его функционирование: «О федеральном железнодорожном транспорте», «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации», «О естественных монополиях». В целях реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 № 384, были подготовлены концептуально новые законы, регламентирующие функционирование железнодорожного транспорта в новых условиях хозяйствования: «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (вступил в силу 19.05.03), «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (19.05.03), «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (05.03.03) и «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях"» (18.01.03), составляющие базис правовой основы для проведения структурной реформы.