Расстояния таких линий до земли должны быть в населенной местности не менее 6 м, в ненаселенной местности не менее 5,2 м, в труднодоступной местности 5 м; расстояние между цепями на опоре и в пролете - не менее 0,4 м.

В практике ж.-д. строительства СИП-3 (SAX) применяют, как правило, для сооружения ВЛ 10 кВ.

Для подвески изолированных проводов используют стальные траверсы со штыревыми изоляторами типа ШФ-20. Воздушные линии 10 кВ с изолированными проводами имеют ряд существенных преимуществ, в т. ч. уменьшение расстояний до земли, между проводами фаз, при пересечении и сближении с другими ВЛ; сокращение ширины просеки; исключение КЗ между проводами при их схлестывании или падении на них деревьев; снижение вероятности замыкания на землю; повышение надежности линии в районах интенсивного гололедообразования; значительное сокращение общих эксплуатационных расходов благодаря уменьшению объема аварийно-восстановительных работ. Институтом «Трансэлектропроект» разработаны типовые проекты для подвески самонесущих изолированных проводов для ВЛ до 1 кВ и ВЛ 10 кВ на опорах контактной сети и на самостоятельных опорах.

Е. Л. Могилевский.

РЕЛЕЙНАЯ ЗАЩИТА

При эксплуатации систем электроснабжения, в т. ч. тягового электроснабжения, эпизодически возникают ненормальные режимы, длительное существование которых может привести к выходу из строя оборудования и частей этих систем. Наиболее разрушитель ными и опасными являются короткие замыкания, перегрузки, превышения допустимых значений напряжения и частоты.

Устройства релейной защиты (РЗ) контролируют работу элементов и частей систем электроснабжения, а при появлении ненормальных режимов выдают команды на выполнение соответствующих коммутаций (отключений, переключений и включений необходимых элементов и частей) или сигнализируют о появлении ненормальных режимов для того, чтобы, соответственно, автоматически или путем вмешательства оперативного персонала прекратить их действие.