«О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - Федеральный закон от 10.01.03 № 17-ФЗ (далее -Федеральный закон), является одним из основных федеральных законов, разработанных в целях правового обеспечения структурной реформы федерального железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.01 № 384 (далее - Программа). Ранее действовавший Федеральный закон «О федеральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.95 № 153-ФЭ) был ориентирован на федеральную собственность имущества железнодорожного транспорта и на монопольное положение железных дорог на рынке железнодорожных перевозок. Исходя из этого, этим законом определялась и система государственного управления в отрасли. Предусмотренная в процессе структурной реформы на железнодорожном транспорте трансформация отношений собственности, развитие конкуренции, разделение функций государственного регулирования и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте, а также объективное изменение структуры рынка железнодорожных перевозок вызвали необходимость пересмотра концептуальных основ ранее действовавшего закона. Помимо этого, подготовка Федерального закона осу ществлялась с учетом следующих положений. Во-первых, учитывалась необходимость существенного расширения предмета регулирования закона. Ранее действовавший закон регламентировал исключительно вопросы функционирования федерального железнодорожного транспорта (то есть железнодорожного транспорта общего пользования). В условиях, когда абсолютное большинство перевозок грузов начинается или завершается на железнодорожных путях необщего пользования (железнодорожных подъездных путях), потребовалось устранить правовой пробел в регламентации системы государственного регулирования деятельности на таких путях. Кроме того, ранее действовавший закон не регла-ментирова т функционирование вновь появляющихся субъектов на рынке железнодорожных переволок (например, операторов железнодорожного подвижного состава, владельцев железнодорожных путей общего пользования, помимо железных дорог). Во-вторых, рассматривалась необходимость более четкого разграничения предметов регулирования между федеральными законами «О федеральном железнодорожном транспорте» и «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации». В предмете правового регулирования Федерального закона можно выделить два логических блока. Первый блок касается правового регулирования создания конкурентного рынка железнодорожных перевозок, а второй - формирования эффективной системы государственного регулирования в условиях конкуренции.