Оперативно-технологическая подсистема выполняет следующие задачи: непосредственное обеспечение электроэнергией поездов и стационарных потребителей (1-й уровень -ТПС, районы контактной сети и сетевые районы); диспетчерское управление устройствами электроснабжения в пределах энергодиспетчерских кругов и крупных сетевых районов (2-й уровень - дистанции электроснабжения); координация действий местных энергодиспетчеров и диспетчеров движения (3-й уровень - службы электроснабжения дорог). На отдельных дорогах, исходя из местных условий, между 2-м и 3-м уровнями организуют уровень региональных диспетчерских центров.

УСТРОЙСТВА АВТОМАТИКИ. С целью обеспечения надежного функционирования силового оборудования ТПС, постов секционирования, пунктов параллельного соединения и трансформаторных подстанций на первом уровне используют средства технической автоматики. Они обеспечивают заданный режим работы оборудования: дистанционное и программное управление выключателями и разъединителями; автоматическое повторное включение фидерных выключателей (АЙВ); автоматическое включение резерва (АВР); автоматическое регулирование напряжения (АРН); автоматическое регулирование мощности преобразовательных агрегатов подстанций постоянного тока (АРМ или АВОР), пе ревод их из выпрямительного режима в инверторный и обратно, а также ряд других функций. Взаимодействуя с аппаратурой релейной защиты, эти устройства обеспечивают быструю локализацию мест повреждений, предотвращая развитие аварийных режимов. Широко применяется аппаратура автоматической сигнализации и измерения текущих параметров (напряжения, тока, расхода электроэнергии). Эксплуатационный персонал получает информацию о режиме работы того или иного оборудования; об отклонениях от заданного режима и о срабатывании защиты; о расстоянии до мест КЗ контактной сети и ВЛ СЦБ и о других событиях, требующих принятия тех или иных решений.