Первый правовой блок Федерального закона содержит следующие основные положения. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации, как указано в статье 1 Федерального закона, состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работа на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работа на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта. При этом действие Федерального закона не распространяется на функционирование технологического железнодорожного транспорта организаций, поскольку ввиду его размещения, используемого подвижного состава и особенностей работы государственное регулирование, предусмотренное Федеральным законом, для него не требуется.

Федеральным законом определяется, что железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Основными задачами железнодорожного транспорта являются своевременное и качественное обеспечение потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, создание условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации. Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов: устойчивость работы железнодорожного транспорта; доступность, безопасность и качество оказываемых услуг; развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта; согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.