• коэффициент временного перенапряжения.

Протяженность электрифицированных ж.д., являющихся заметным потребителем электроэнергии (ок. 5% всего объема выработки электроэнергии в России), составляет

40,3 тыс. км, или 46,9% протяженности всей ж.-д. сети. На участках, электрифицированных на постоянном токе (18,8 тыс. км), преобразование на тяговых подстанциях трехфазного переменного тока в выпрямленный напряжением 3,3 кВ вызывает появление высших гармоник тока (напряжения) в сетях общего назначения, что может вызвать нарушение норм по коэффициенту п-й гармонической составляющей напряжения и искажения синусоидальности кривых междуфазных (фазных) напряжений. На участках, элект рифицированных на переменном токе 50 Гц,

27,5 кВ (21,5 тыс. км) преобразование ЭЭ для тяги поездов осуществляется на однофазном подвижном составе с помощью управляемых и неуправляемых двухпульсовых преобразователей. Вследствие несимметричности присоединения однофазных тяговых нагрузок к симметричным питающим сетям общего назначения к двум упомянутым параметрам добавляется несимметрия напряжений по обратной последовательности.

Нормирование параметров в соответствии с ГОСТ осуществляется в точках общего присоединения сетей общего назначения и норма на показатель распределяется долевыми вкладами между всеми потребителями (приемниками) ЭЭ, присоединенными к данной точке. В результате каждому потребителю энергоснабжающей организацией выделяется свой долевой вклад, существенно меньший общей нормы на данный показатель качества. В таких условиях ТПС постоянного и переменного тока могут создавать в точках общего присоединения значения перечисленных выше показателей, превышающие выделенные для них долевые вклады. Для нарушителей норм предусматривается применение специальных штрафных санкций, выражающихся в виде надбавок к тарифам на ЭЭ (до 10% от тарифа).