Аппаратура централизованных систем АВ использует современную элементную базу средств вычислительной техники. По выполняемым функциям АВ подразделяется на 3 уровня: центральный пост управления (ЦПУ), станционные устройства, поездные устройства. Устройства центрального поста управления решают задачи верхнего функционального контура; станционные устройства - ретрансляторы обеспечивают обмен информацией между ЦПУ и поездными устройствами; поездное устройство выполняет функции нижнего функционального контура. Системы автоведения позволяют осуществлять движение поезда без машиниста.

Автомашинист - автономная система автоведения поезда. Первая автономная система автоведения, названная автомашинистом, была создана в 1957 г. в СССР для поездов пригородного сообщения. В 1961 г. проведены испытания на Московском метрополитене автономной системы автоведения; используются на ж. д. России при управлении пригородными электропоездами. В этих системах функция управления прицельным торможением исключена и возложена на машиниста.

Л. А. Баранов, Е. В. Ерофеев.

Автоблокировка

Автоматическая блокировка (АБ) - система, предназначенная для регулирования движения поездов на перегонах по сигналам проходных светофоров. Для этого перегон делится на несколько блок-участков (см. раздел Путь и путевое хозяйство), по концам которых устанавливаются проходные светофоры, подающие сигналы о закрытии блок-участка, если он занят другим поездом либо имеет повреждения рельсовой линии (например, излом рельса), и об открытии перегона при его освобождении. Как правило, на блок-участке одновременно может находиться только один поезд. Автоматическое действие проходных светофоров достигается благодаря наличию в пределах каждого блок-участка электрической рельсовой цепи, через которую поезд воздействует на аппаратуру управления огнями светофоров. В зависимости от значности сигнализации АБ могут быть с двух-, трех- или четырехзначной сигнализацией. При двухзначной сигнализации движение может быть только разрешено либо запрещено; практически АБ с такой сигнализацией не применяются. АБ с трехзначной сигнализацией используются гл. обр. на магистральных линиях, где обращаются поезда с примерно одинаковыми тормозными путями. При такой АБ предусматривается движение поездов с разграничением тремя блок-участками. Каждый светофор подает три сигнала: зеленый огонь означает, что путь открыт, впереди свободно не менее двух блок-участков; желтый огонь -движение разрешено, но с ограниченной скоростью, впереди свободен один блок-участок; красный огонь - движение запрещено, перед этим светофором поезд должен остановиться. Длина блок-участка при трехзначной сигна лизации АБ должна быть не менее тормозного пути полного служебного торможения при максимально реализуемой в данном месте скорости движения поезда. Системы с четырехзначной сигнализацией применяются на участках, где обращаются высокоскоростные, грузовые и пригородные поезда, длина тормозных путей которых различна. При четырехзначной сигнализации возможно движение поездов с разграничением тремя и четырьмя блок-участками. Нормально поезда должны следовать с разграничением четырьмя блок-участками, однако при приближении поезда к раздельному пункту с остановкой или при отправлении поезда со станции разграничение может быть ограничено тремя блок-участками. При АБ с четырехзначной сигнализацией светофоры подают четыре сигнала: зеленый огонь - путь открыт, впереди свободно не менее трех блок-участков; одновременно горящие зеленый и желтый огни - впереди свободны два блок-участка, разрешается движение с ограниченной скоростью; желтый огонь - впереди свободен один блок-участок, путь открыт, но скорость ограничена; красный огонь - движение запрещается. При четырехзначной сигнализации минимальная длина двух смежных блок-участков не должна быть меньше тормозного пути полного служебного торможения при максимальной в данном месте скорости движения; минимальная длина каждого блок-участка не должна быть меньше тормозного пути, необходимого для снижения скорости быстроидущего поезда с максимального значения до скорости прохода желтого огня и со скорости прохода желтого огня до полной остановки у светофора с красным огнем. Для обеспечения минимальных интервалов между пригородными поездами блок-участки при четырехзначной сигнализации делают короче, чем при трехзначной (длина каждого блок-участка приравнивается к тормозному пути пригородного поезда).