В зависимости от места расположения устройств контроля свободности блок-участка и целостности рельсовых линий управления огнями светофоров АБ подразделяют на децентрализованные (ДАБ) и централизованные (ЦАБ). Аппаратура ДАБ размещается вблизи напольных светофоров в релейных шкафах (колодцах), называемых сигнальными точками. В системах ЦАБ вся аппаратура, кроме светофоров, располагается на станциях и соединяется с рельсовыми линиями с помощью кабельных линий связи. Аппаратура ДАБ подразделяется на аппаратуру передающего конца рельсовой цепи, аппаратуру приемного конца рельсовой цепи и сигнальные цепи управления огнями напольного светофора. В состав аппаратуры передающего конца рельсовой цепи входят кодер рельсовой цепи, передатчик сигналов рельсовой цепи, устройства защиты и сопряжения; аппаратура приемного конца рельсовой цепи содержит устройства защиты и сопряжения, приемник сигналов рельсовой цепи, решающее устройство и декодер рельсовой цепи. Совокупность рельсовой цепи, сигнальных цепей и напольных светофоров образуют систему ДАБ. На российских ж.д. широко применяются система ДАБ числового кодирования (АБ-ЧК) и система ДАБ с тональными рельсовыми цепями (АБТ).

ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА АВТОБЛОКИРОВКИ ЧИСЛОВОГО КОДИРОВАНИЯ (АБ-ЧК) применяется на участках, где рельсовые линии одного блок-участка отделяются от рельсовой линии соседнего блок-участка с помощью изолирующих стыков. В системе этого типа информация о показаниях напольного светофора передается в виде числового кода.

В передатчике рельсовой цепи происходит амплитудная модуляция несущего колебания с частотой 25 Гц, 50 Гц или 75 Гц в соответствии с передаваемой комбинацией числового кода. Несущие частоты 25 Гц и 75 Гц используются на участках с электротягой переменного тока и с тепловозной тягой. Устройства защиты и сопряжения применяются для защиты цепей передатчика от опасных влияний со стороны рельсовой линии и для сопряжения выхода передатчика с входом рельсовой линии. Устройством защиты является электрический разрядник, а устройством сопряжения - дроссель-трансформатор. Дрос-сель-трансформатор обеспечивает входное сопротивление аппаратуры передающего конца, оптимальное для выполнения контрольного и шунтового режимов рельсовой цепи. Аналогичные функции выполняют устройства защиты и сопряжения приемного конца. В приемнике рельсовой цепи осуществляются частотная селекция амплитудно-модулированных сигналов и их детектирование. Решающее устройство предназначено для принятия решения о свободности и целостности рельсового пути в пределах блок-участка. Когда уровень сигнала рельсовой цепи на входе устройства превышает его порог срабатывания, принимается решение о свободности и целостности рельсового пути, если меньше порога срабатывания - решение о занятости блок-участка или обрыве рельсовой нити. Декодер рельсовой цепи предназначен для расшифровки информации о показаниях напольных свето форов, получаемой от соседних рельсовых цепей. Система АБ-ЧК первоначально создавалась на основе электромеханических устройств и электромагнитных реле с использованием элементов дискретной электроники. Позднее были разработаны системы на микроэлектронной элементной базе (АБ-ЧКЕ и КЭБ).