СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ (ДЦ) на ж.д. России впервые введена в 1936 г. на участке Люберцы - Ку-ровская Московской железной дороги. Первоначально системы ДЦ применялись для управления удаленными объектами. Однако довольно быстро эффективность этих систем по организации и планированию перевозочного процесса показала, что их применение становится желательным и даже обязательным на всех участках ж. д. В этих системах на центральном посту (ЦП) управления и на линейных пунктах (ЛП) установлены избирательные устройства, преобразующие управляющие и известительные приказы в кодированные сигналы, посылаемые по общей линейной цепи - каналу связи. В приемной аппаратуре эти сигналы расшифровываются и вырабатываются соответствующие воздействия на управляемые объекты или элементы контроля (индикации). С одного ЦП можно управлять ЛП одного или нескольких диспетчерских участков. Диспетчерская централизация позволяет поездному диспетчеру (ДНЦ) руководить движением поездов на участке и непосредственно управлять стрелками и сигналами на ЛП без участия дежурных по соответствующим станциям. Для повышения пропускной способности однопутных участков при ДЦ разъезды делают с продольной схемой расположения путей, устраивают двухпутные вставки, что позволяет осуществить безостановочное скрещение поездов. В комплекс технических средств ДЦ обязательно входят автоблокировка на перегонах, электрическая централизация стрелок и сигналов (ЭЦ) на станциях и аппаратура кодового уп равления. Поездной диспетчер посылает с ЦП на ЛП сигналы телеуправления (ТУ). В обратном направлении, с ЛП на ЦП, по трактам телесигнализации (ТС) передается информация о результатах исполнения команд. Поступившие на ЛП сигналы ТУ воздействуют на ЭЦ, обеспечивая выполнение соответствующей команды. Сигналы ТС изменяют индикацию на средствах отображения ЦП, информируя поездного диспетчера о поездной ситуации в текущий момент времени. Команды ТУ, надежность выполнения которых определяется только устройствами ДЦ, называют ответственными командами.