Система диспетчерской централизации «Диалог». С кон. 1990-х гг. на сети российских ж. д. применяются системы ДЦ на основе микропроцессорной техники. Одной из таких систем является система «Диалог», не имеющая ограничений по применению и функционально включающая в себя систему телемеханики и экспертную систему, обеспечивающую поездного диспетчера средствами автоматизации принятия решения. Система «Диалог» контролирует ситуацию на участке с учетом номеров, индексов поездов, их ходовых качеств и других данных в реальном масштабе времени; управляет движением поездов с прогнозированием отклонений от заданного графика движения поездов и выдает рекомендации поездному диспетчеру; передает ответственные команды на ЛП с соблюдением требований безопасности движения поездов.

Оборудование ДЦ «Диалог» включает в себя АРМ поездного диспетчера и дежурного инженера поста. В АРМ поездного диспетчера один монитор используется для представления графика движения поездов, еще один - для представления детализированной схемы какого-либо участка, станции или ее фрагмента («лупа»), различной справочной информации, остальные мониторы - для отображения всего участка, их число (2-4) зависит от конфигурации и количества ЛП на участке. Устройства ЛП построены на основе специализированной микроЭВМ и содержат схемы увязки с ЭЦ.

К микропроцессорным ДЦ относятся также системы «Сетунь» (разработчик ВНИИУП) и «Дон» (разработчик РГУПС).

Система диспетчерской централизации «Нева». Разработана в 1967 г. В системе «Нева», получившей широкое распространение на сети ж. д. России, применен циклический способ передачи сигналов ТС с ЛП. Время передачи сигнала ТУ равно 1,008 с, емкость системы по управлению составляет 1120 приказов. Для передачи сигналов ТС используют четыре частотных канала, что дает возмож ность контролировать до 1840 объектов при полной длительности цикла контроля 5,376 с.