Управление стрелками и сигналами

Управление стрелками и сигналами на станциях осуществляют дежурные по постам, дежурные по станциям и поездные диспетчеры с помощью систем управления, называемых централизациями стрелок и сигналов. Применение централизации позволяет увеличить пропускную способность станций, сократить штат эксплуатационных работников и повысить производительность труда, безопасность движения. Устройства централизации должны обеспечивать взаимозамыкание стрелок и сигналов, не допуская открытия сигналов (разрешающих огней светофоров), соответствующих данному маршруту, если стрелки не поставлены в надлежащее положение и не замкнуты, а сигналы враждебных маршрутов не закрыты, а также не допуская перевода входящей в маршрут стрелки или открытия сигнала враждебного маршрута до использования или отмены заданного маршрута. Впервые централизованное управление стрелками и сигналами было применено в сер. 19 в. для регулирования движения поездов на станциях, что обеспечило более высокую пропускную способность станций и повысило безопасность движения поездов по сравнению с ручным управлением стрелками и сигналами. Централизация стрелок и сигналов включает аппараты управления, приборы и механизмы для взаимозамыкания стрелок и сигналов, стрелочные приводы с замыкателями, светофоры и средства передачи электроэнергии от постов к стрелочным приводам и светофорам.

В зависимости от типа устройств, используемых в системах управления стрелками и сигналами, различают механическую, элект-рогидравлическую, электропневматическую и электрическую централизацию.

В первых, механических, системах централизации перевод стрелок и сигналов осуществлялся вручную с помощью жестких или гибких тяг и рычагов. Дальность управления достигала при использовании жестких тяг 200-250 м, с гибкими тягами - 800 м.