В. В. Белое.

Информационно-вычислительный центр

Информационно-вычислительный центр (ИВЦ) - главная производственная единица в структуре автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ). Существуют две категории ВЦ: Главный вычислительный центр при МПС (ГВЦ МПС) - сетевой уровень управления; дорожные информационно-вычислительные ВЦ (ИВЦ) при управлениях дорог - дорожный уровень управления. Возможно создание региональных вычислительных центров (РВЦ), объединяющих несколько ИВЦ. Структурными подразделениями ИВЦ (РВЦ) являются вычислительные комплексы линейных предприятий (ВК ЛП), к которым относятся ВК АСУ сортировочной станции, узловые ВК крупных ж.-д. узлов и отделений, ВК пограничных станций и т. д. Из ВК ЛП образуются вычислительные комплексы опорных центров, объединяющие информационно-вычислительную сеть линейного района с входящими в него ж.-д. станциями. На основе информации ГВЦ МПС, ИВЦ (РВЦ) и ВК ЛП (ВК ОЦ) строится работа диспетчерского персонала центра управления перевозками (ЦУП), единого центра управления перевозками (ЕЦДУ).

К числу основных задач, решаемых в ГВЦ МПС, относятся: сменно-суточное планирование работы сети; месячное планирование и нормирование; централизованный расчет графиков движения грузовых поездов; расчет сетевого плана формирования грузовых поездов; формирование отчетности по сети ж.д.; управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте (комплексы систем сетевого уровня ДИСПАРК, ДИСКОН, ДИСТПС, ЭТРАН и др.).

На основе использования сетевых технологий создана комплексная информационновычислительная сеть (КИВС МПС), которая представляет собой комплекс технических средств и интегральных кабельных коммуникаций, образующих локальную вычислительную сеть центрального аппарата МПС и ГВЦ. Важное значение для улучшения работы большинства управлений МПС имеют информационно-справочные системы, где информация, предварительно обработанная в дорожных ВЦ, поступает в ГВЦ МПС и вводится в ЭВМ. Результаты расчетов передаются потребителям АСУ МПС и ЦУП МПС с помощью диалоговой информационной системы, техническую базу которой составляет комплекс ЭВМ, имеющий сеть передачи оперативной информации из И ВЦ дорог и РВЦ. Терминалами в системе обслуживания пользователей являются автоматизированные рабочие места, в которых необходимая информация выдается на экран компьютера и (или) на печатающее устройство.