Сравнение высокоскоростного ж.-д. транспорта с авиационным и автомобильным транспортом показывает, что при расстояниях 400-800 км высокоскоростные поезда, обеспечивая высокий уровень комфорта и безопасности, предоставляют пассажиру большую скорость передвижения (меньшее время в пути). Дополнительным удобством является и то, что высокоскоростные поезда отправляются и прибывают на вокзалы, расположенные, как правило, в непосредственной близости от центров городов. Благодаря этим особенностям ВСМ в транспортных коридорах после начала эксплуатации высокоскоростных поездов происходит перераспределение пассажиропотоков в пользу высокоскоростного ж.-д. транспорта. Эксплуатация ВСМ с 1964 по 2001 гг. показала, что в сравнении с другими видами транспорта высокоскоростные железные дороги являются самыми безопасными. За весь период существования специализированных ВСМ на них не произошло ни одного происшествия, повлекшего за собой гибель пассажиров.

Чрезвычайно важным является и то, что высокоскоростной ж.-д. транспорт по сравне нию с воздушным и автомобильным транспортом имеет самый низкий удельный выброс загрязнителей в окружающую среду и ВСМ при равных пассажиропотоках требуют меньшей территории, чем это необходимо для автострад и аэропортов.

Организация высокоскоростного движения

Условно, с некоторой долей упрощения и приближения, можно выделить три основных концептуальных подхода к организации высокоскоростного движения:

японская и испанская концепции предусматривают сооружение ВСМ, путевая (рельсовая) система которой полностью изолирована от остальной ж.-д. сети страны;

французская концепция предполагает строительство новых ВСМ, входящих в общий состав сети, но предназначенных исключительно для высокоскоростного подвижного состава;