Во Франции, после анализа японского опыта, была принята конструкция главных путей ВСМ, предусматривающая укладку бесстыкового пути из рельсов массой 65 кг/м на шпально-балластном основании на земляном полотне. При этом учитывались два достоинства балластного варианта по сравнению с плитным: значительно меньшая стоимость самой конструкции (на участках с преобладанием земляного полотна) и больший запас устойчивости пути против поперечного сдвига от воздействия подвижного состава. Принимались во внимание и недостатки плитного основания на земляном полотне, которые проявились на японских ВСМ, в частности дороговизна такой конструкции, трудности устранения геометрических отклонений пути (хотя они и меньше по величине), отсутствие отлаженной технологии укладки пути, неопределенность его поведения на слабых грун тах. Многолетний опыт эксплуатации ВСМ Париж-Лион подтвердил высокие эксплуатационные качества и надежность ж.-д. пути на балласте. Такую же конструкцию имеют и другие ВСМ Франции, предназначенные для движения поездов со скоростями до 350 км/ч.

В Германии на первых линиях ВСМ предпочтение отдавалось пути на земляном полотне с балластной призмой. Однако позднее, когда встала проблема строительства спрямляющих ходов с большим числом тоннелей и других искусственных сооружений, были проведены исследования и испытания пути на жестком основании. В результате было признано целесообразным применение верхнего строения «японского типа» с некоторыми коррективами в соответствии с местными условиями.

На первой испанской ВСМ Мадрид - Севилья применена конструкция пути, близкая к французской.

Топографические условия в районах первых перспективных ВСМ России близки к западноевропейским, поэтому можно считать целесообразным применение балластного пути на земляном полотне с использованием современной технологии уплотнения насыпей.