Раздельные пункты (станции, разъезды, обгонные пункты, диспетчерские посты и т. п.). Особенностью японского и испанского концептуального подхода является полная рельсовая автономность ВСМ от обычных ж. д. Это потребовало на всем протяжении ВСМ сооружения новых промежуточных пассажирских станций с полным комплексом устройств. Для обеспечения удобной пересадки пассажиров с поездов обычных линий на высокоскоростные и обратно в Японии и Испании вновь сооружаемые станции ВСМ совмещают на одной площадке со станциями обычных ж. д.

Французский концептуальный подход предусматривает размещение на ВСМ только тех раздельных пунктов, которые необходимы для организации движения поездов. Пассажирские операции передаются на ближайшие обычные вокзальные комплексы, на которые по специально построенным соединительным ветвям заходит часть высокоскоростных поездов. Кроме раздельных пунктов с путевым развитием, в среднем через каждые 22-24 км размещаются диспетчерские посты с укладкой двух съездов между главными путями для возможности перевода движения с одного пути на другой.

Итальянский и германский подходы к организации ВСМ также предполагают исполь зование существующих железнодорожных станций, но, как правило, расширенных и реконструированных .

Стрелочные переводы. Проектирование и строительство ВСМ обусловили разработку новых типов стрелочных переводов, в т. ч. и таких, которые обеспечивают высокую скорость движения как по прямому, так и по отклоненному направлению. Упомянутая ранее генеральная стратегия трассирования ВСМ по кратчайшим направлениям, с устройством соединительных ответвлений для захода части высокоскоростных поездов на крупные пассажирские станции обычных линий, стимулировала французских специалистов к разработке, производству и широкому применению пологих стрелочных переводов с крестовинами марки 1/65, допускающих максимальную скорость движения на боковой путь до 220 км/ч. На ВСМ Париж-Лион из 136 стрелочных переводов 87 имеют конструкцию с подвижными элементами крестовины марки 1/65 или 1/46. В Германии используются несколько типов стрелочных переводов для скоростного и высокоскоростного движения. Среди них - безостряковый с двумя передвижными рельсами, допускающий скорость движения на боковой путь до 350 км/ч.