Системы текущего содержания постоянных устройств. Эти системы позволяют десятилетиями поддерживать должное состояние ВСМ в условиях интенсивного движения поездов, включают в себя технические средства контроля и диагностики; они обслуживаются производственными подразделениями, оснащенными высокопроизводительными машинами и механизмами, имеющими базы технического обслуживания вдоль линии, специальные контрольно-измерительные поезда (вагоны) для измерения характеристик пути, контактной сети, устройств СЦБ и связи.

Создание высокоскоростных ж.-д. магистралей потребовало принципиально новых подходов к обеспечению безопасности функционирования ж.д. как комплексной системы. Высокий уровень безопасности обеспечивается, в частности, проектными параметрами, полным обособлением ВСМ от других наземных путей сообщения (устройством пересечений в разных уровнях с автомобильными дорогами, пешеходными переходами, другими ж.д. и т.д.). Полоса отчуждения ВСМ, как правило, изолирована, нахождение на ней посторонних людей и животных недопустимо. На ВСМ обеспечивается непрерывный мониторинг состояния земляно го полотна и искусственных сооружений; ведется наблюдение за состоянием атмосферы, в частности за силой и направлением ветра, интенсивностью выпадения осадков; в некоторых случаях контролируется сейсмическая активность региона. Полученные данные мониторинга передаются непосредственно в автоматизированные системы управления движением.

На ВСМ используются комплексные методы управления движением поездов на базе интегрированных систем сигнализации, централизации и блокировки. Применяются системы многозначной автоблокировки, как правило, без напольных сигналов, АЛСН с контролем скорости движения поезда и диспетчерская централизация управления стрелками и сигналами на раздельных пунктах.