На линиях с высокоскоростным движением применяется электрический подвижной состав, хотя предпринимались попытки использования в высокоскоростных поездах дизелей и газотурбинных установок в качестве тяговых двигателей. Высокоскоростные поезда представляют собой составы постоянного формирования с локомотивной или моторвагонной тягой. В ряде случаев для высокоскоростного движения используются сочлененные вагоны с промежуточными тележками. Подвижной состав ВСМ характеризуется низкой удельной нагрузкой на ось - ок. 18-16 т. В опытном японском поезде «STAR 21» удалось добиться нагрузки на ось всего 7,4 т.

Тяговый электропривод с инверторными преобразователями и асинхронными электродвигателями предопределил успех в создании высокоскоростных поездов в 80-90-х гг. 20 в. Появление в 80-х гг. запираемых тиристоров (GTO) позволило упростить схемы преобразователей, сократить число элементов в них и начать широкое использование на ж.-д. транспорте мощных, компактных, надежных и относительно дешевых асинхронных тяговых двигателей. ВСМ, как правило, электрифицированы на переменном токе промышленной частоты - 50 или 60 Гц, с напряжением в контактном проводе

25 кВ. В ряде стран используется переменный ток пониженной частоты - 162/з Гц и напряжение в контактной сети 15 кВ. Для увеличения длины межподстанционных зон энергоснабжения на ВСМ часто используется система 2 х 25 кВ переменного тока с промежуточными автотрансформаторами. Некоторые соединительные линии и участки входов ВСМ в ж.-д. узлы электрифицированы на постоянном токе напряжением 1,5 или

3,0 кВ.

Реализованные и перспективные проекты ВСМ

Учитывая неоспоримые преимущества ВСМ перед другими транспортными системами, решения о сооружении таких линий приняли в качестве государственных программ многие страны; в Европе эти планы вышли на межгосударственный уровень. Всего в мире (на 2000 г.) эксплуатируется около 4700 км ВСМ; с учетом реконструированных линий полигон обращения высокоскоростных поездов превышает 16 000 км. С 1964 г. по ним перевезено свыше 6 млрд. пассажиров; ежесуточно по расписанию осуществляется движение более 1200 высокоскоростных поездов. Наибольшее развитие ВСМ получили в Японии, Франции, Германии, Италии, Испании.