С 1994 г. в РФ осуществляется отраслевая программа развития скоростного движения, в соответствии с которой реализуются проекты создания специального подвижного состава на максимальные скорости движения до 200 км/ч: скоростных пассажирских электровозов ЭП 100 постоянного тока и ЭП 200 переменного тока, пассажирских вагонов разного класса для скоростного движения.

Российским акционерным обществом «Высокоскоростные магистрали» совместно с МПС России при участии различных предприятий и организаций в 2000 г. завершено создание электропоезда нового поколения «Сокол» в двух модификациях, рассчитанного на максимальные скорости движения 250 и 350 км/ч. Поезд «Сокол 250» предназначен для скоростного движения на реконструированных линиях, «Сокол 350» - на специально сооружаемых ВСМ. Поезд, созданный на базе передовых отечественных технологий с учетом мирового опыта, представляет собой состав постоянного формирования с распределенной тягой для эксплуатации на линиях с колеей 1520 мм, электрифицированных на постоянном токе напряжением 3 кВ и переменном токе напряжением 25 кВ, частота 50 Гц. Возможен выпуск электропоезда на один род тока. Базовый вариант представляет собой 12-ва-гонный состав, сформированный из четырех трехвагонных секций; вагоны I и II класса с местами для сидения, общая вместимость 696 пассажиров. Суммарная мощность поезда длительного режима 10 800 кВт. Поезд оснащен современным преобразовательным тяговым оборудованием и асинхронными тяговыми электродвигателями. Для обеспечения движения поездов со скоростью до 200 км/ч в 2001 г. завершена комплексная реконструкция главного хода Октябрьской железной дороги (линия Санкт-Петербург-Москва).