Наиболее перспективными для организации высокоскоростного движения в России и СНГ, кроме линии Москва-Санкт-Петербург, являются направления: Москва-Нижний Нов город, Москва-Красное-Минск-Брест, Москва-Брянск-Киев, Москва-Белгород-Харь-ков, Екатеринбург-Омск-Новосибирск и др., всего более 20 направлений общей протяженностью ок. 19 тыс. км. Концепция развития высокоскоростного движения в России и СНГ предусматривает строительство ВСМ с реализацией допускаемых скоростей 300-350 км/ч. Такие линии целесообразно сооружать параллельно наиболее загруженным направлениям на отдельном полотне и только для пассажирского движения. При этом должен соблюдаться основной принцип - совместимость с существующей железнодорожной сетью. Предполагается сохранить единую инфраструктуру сети с общей системой эксплуатации.

ЯПОНИЯ. Первый проект ВСМ был разработан в 30-х гг. 20 в. Предполагалось построить высокоскоростную линию нормальной колеи 1435 мм (общая сеть железных дорог страны имеет узкую колею 1067 мм) между городами Токио и Осака для обращения поездов «Данган Рэсся» («Поезд-пуля») со скоростями до 200 км/ч. Строительство, начатое в конце 1939 г., было прервано 2-й мировой войной. К разработке ВСМ вернулись в середине 50-х гг. В 1959-64 гг. была сооружена первая в мире ВСМ между Токио и Осакой протяженностью 5145,4 км, получившая название «Токайдо». Линия была введена в эксплуатацию 1 октября 1964 г. Уже первые годы эксплуатации этой линии принесли большой коммерческий успех, новые поезда стали чрезвычайно популярны у пассажиров.

Успех эксплуатации «Токайдо Синкансэн» предопределил строительство в Японии в 1964-

1998 гг. других ВСМ: Осака-Хаката «Саниё Синкансэн» (553,7 км); Токио-Мориока «То-хоку Синкансэн» (496,5 км); Омиа-Ниигата «Дзёэцу Синкансэн» (269,5 км); Такасака-Нагано «Хокурику Синкансэн» (117,4 км). В 1970 г. парламент страны принял закон «О создании общенациональной сети Синкансэн», в соответствии с которым под ВСМ понимаются линии для движения поездов со скоростями более 200 км/ч, традиционной системы «колесо-рельс» и, в перспективе, маг-нитолевитирущих; последние в Японии находятся в стадии экспериментов, в коммерческую эксплуатацию не введены. Существующие ВСМ имеют колею 1435 мм, на них эксплуатируется моторвагонный электроподвижной состав переменного тока напряжением 25 кВ, частота 50 или 60 Гц (разные линии). Первоначально максимальная скорость движения составляла 210 км/ч, использование нового подвижного состава позволило поднять ее до 260-300 км/ч: на линии «Токайдо» - 270 км/ч (с марта