1992 г.); на линии «Саниё» - 300 км/ч (с марта 1997 г.); на линии «Тохоку» -275 км/ч (с марта 1997 г.); на линии «Хокурику» - 260 км/ч (с октября 1997 г.).

Разработка высокоскоростного поезда для линии с колеей 1435 мм, рассчитанного на максимальную скорость 250 км/ч, началась в середине 50-х гг. К маю 1962 г. были изготовлены два опытных электропоезда: двухвагонный («А») и четырехвагонный («В»), которые испытывались на опытном участке будущей ВСМ. В марте 1963 г. была достигнута рекордная для Японии скорость - 256 км/ч. В 1964 г. начат серийный выпуск поездов, получивший серию «0» («ноль») в двух модификациях: «Хикари», предназначенной для поездов-экспрессов с минимальным количеством остановок, и «Кодама» - для движения с остановками на большей части станций. Поезда серии «0» состояли только из моторных вагонов, каждая из четырех осей вагона имела двигатель мощностью длительного режима 185 кВт. Первоначально поезда формировались из 12 вагонов, в 1969-71 гг. число вагонов в поездах увеличена до 16.

До 2000 г. в Японии выпущено более

20 моделей и модификаций опытных и серийных высокоскоростных поездов, разработанных на основе моторвагонной концепции.

26 июля 1996 г. опытным поездом «300Х» был установлен национальный рекорд скорости - 443 км/ч.

От первого высокоскоростного поезда серии «0» к последующим серийным поездам «100», «200», «300», «Е1», «Е2», «ЕЗ» и «Е4» реализуются идеи повышения комфорта для пассажиров, уменьшения воздействия на окружающую среду, большей безопасности при повышении скоростей движения. Это обеспечивается применением новых инженерных решений в конструкции ходовой части, улучшения аэродинамических характеристик вагонов, использованием новых конструкционных материалов, снижением веса электрооборудования при повышении его мощности, путем использования асинхронных тяговых электродвигателей и полупроводниковых преобразователей. Поезд серии «300» при такой же пассажировместимости, как и поезда предыдущей серии «100» - 1123 чел. (вагоны I и II класса), имеет массу тары меньше на 215 т. На поезде серии «300» в 1990 г. впервые в мире было реализовано пригодное для коммерческой эксплуатации преобразовательное электрооборудование для питания асинхронных тяговых двигателей с системой управления с изменяемыми напряжением и частотой, что открыло новые перспективы для дальнейшего развития электрической тяги на железнодорожном транспорте. Восточная железнодорожная компания в 1997-99 гг. создала высокоскоростной поезд «МАХ Е4» (Multi Amenty Express - комфортабельный экспресс многофункционального назначения) с двухэтажными вагонами повышенной вместимости. В Японии ведутся также перспективные разработки проекта сооружения линии «Тюо Синкансэн» с поездами на магнитном подвешивании. Решение вопроса о целесообразности этого строительства отложено, по крайней мере, до 2005 г., когда будут завершены комплексные испытания на опытном полигоне.