Одним из важнейших элементов системы государственного управления является осуществление контрольных и надзорных функций. Под государственным контролем (надзором) законодателем понимается проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами [статья 2 Федерального закона от 8.08.01 № 134-ФЭ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»]. Учитывая проводимые преобразования в отрасли, развитие конкуренции, выделение функций организации хозяйственной деятельности из ведения МПС России обуславливают необходимость усиления государственных контрольных и надзорных функций. Помимо функций государственного контроля и надзора, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Федеральный закон (статьи 7, 15, 16, 20 и 22) предусматривает такие функции в следующих сферах: безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; изготовление, приемка и эксплуатация транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, промышленная безопасность опасных производственных объектов на железнодорожном транспорте; техническое состояние железнодорожных путей общего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров; пожарная безопасность на железнодорожном транспорте общего пользования; метрологический контроль (надзор) в системе средств измерений на железнодорожном транспорте.