ФРАНЦИЯ. Систематические исследования и опытно-конструкторские разработки в области высокоскоростного сообщения начались в 50-х гг. 20 в. С 1967 г. на линии Париж-Тулуза введен в эксплуатацию поезд «Капитоль», который на отдельных участках развивал скорость 200 км/ч.

С 1968 г. ведутся исследования в области ВСМ для движения со скоростями до 300 км/ч. На основе полученных результатов к 1976 г. был разработан проект первой французской ВСМ «Юго-Восток» Париж-Лион (410 км), строительство которой было завершено в 1980 г. Высокоскоростные поезда по этой линии движутся со скоростями до 270 км/ч от Парижа до Лиона, некоторые из них далее продолжают маршрут по обычным ж.д., обслуживая на юго-востоке страны полигон протяженностью ок. 2700 км. В 1989 г. построена вторая во Франции ВСМ «Атлантик», протяженностью 280 км, предназначенная для движения со скоростью до 350 км/ч от Парижа в сторону атлантического побережья. Затем были введены в эксплуатацию ВСМ «Север» - направление на Бельгию и к тоннелю под Ла-Маншем (332 км); обходная ВСМ вокруг Парижа, соединившая в единую сеть высокоскоростные линии Франции и ряда европейских стран (102 км). Общая протяженность ВСМ Франции к 2001 г. составляла более 1300 км. Продолжается строительство Y-образной ВСМ «Средиземноморье» длиной 295 км Шато-сюр-Изер (около Валанса)-Марсель-Монпелье (открытие планировалось в конце 2000 г.).

В 1967 г. был введен в эксплуатацию скоростной газотурбопоезд ETG («Element a Turbine A Gas» - «Газотурбинная секция») как прототип высокоскоростного поезда. В 1972 г. построен опытный газотурбинный высокоскоростной поезд TGV 001 («Trains к Grande Vitesse» - «Поезд высокой скорости»), на котором испытывались новые инженерно-техни ческие решения. В 1972 г. на поезде TGV 001 был установлен национальный рекорд скорости - 318 км/ч. В процессе эксплуатации высокоскоростного газотурбинного поезда обозначились его недостатки: высокий выброс загрязнений в окружающую среду и сильный шум. Мировой нефтяной кризис 1973-74 гг., который привел к резкому росту цен на жидкое углеводородное топливо, явился последним доводом, который заставил руководство французских железных дорог изменить концепцию поезда TGV в пользу электрической тяги. К 1976 г. был выполнен проект и к концу 1978 г. изготовлены два опытных высокоскоростных поезда TGV с электрической тягой. 24 сентября 1980 г. на только что построенной ВСМ Париж-Лион начал пробные поездки серийный высокоскоростной поезд, получивший индекс TGV PSE («Paris Sud-Est» - «Париж-Юго-Восток»),