ИСПАНИЯ. План создания высокоскоростных линий был выдвинут в начале 1970-х гг. В тот период в качестве первой предполагалось сооружение ВСМ Мадрид-Барселона-Пор Бу (на границе с Францией) с колеей 1435 мм (в Испании большая часть ж.д. имеет колею 1668 мм). В 1972-77 гг. на трассе проведены изыскания и выполнено техникоэкономическое обоснование. Однако в начале 1980-х гг. первоначальные планы сооружения ВСМ изменились. В 1989-92 гг. осуществлено строительство первой ВСМ длиной 471 км с колеей 1435 мм, предназначенной для движения со скоростями до 250 км/ч. С конца 1990-х гг. ведется строительство второй ВСМ Мадрид-Барселона протяженностью 606 км, рассчитанной на скорость движения до 350 км/ч. В 2001 г. введен в эксплуатацию участок до Лериды, в 2004 г. предполагается открытие всей магистрали. Совместно с французскими специалистами ведется проектирова ние участка ВСМ от Барселоны до Перпиньяна (Франция), который соединит испанские ВСМ с европейской сетью высокоскоростных ж.д.

В 1950-х гг. введены в эксплуатацию поезда типа «Talgo» («Тгеп Articulado Ligero Goicoctexea Oriol» - «Поезд сочлененный легкий Гойкочеа и Ориоли»). С 1962 г. началась эксплуатация поездов Talgo III, на которых впервые был применен механизм изменения расстояния между колесами в паре для движения по колее 1668/1435 мм, что позволило организовать беспересадочное скоростное движение поездов между Испанией и Центральной Европой. В 1977 г. введены в эксплуатацию поезда Talgo Pendular с пассивной системой ПНК, что позволило существенно увеличить скорость прохода поездами кривых без снижения комфорта пассажиров. С 2001 г. в эксплуатации находятся поезда Talgo Pendular 200, которые со скоростями до 200 км/ч проходят часть маршрута по ВСМ Мадрид-Севилья, а затем выходят на линии с колеей 1668 мм, что расширило зону обслуживания пассажиров поездами ВСМ. В 1999 г. создан прототип нового поезда Talgo, рассчитанный на максимальную скорость 300 км/ч.