Для ВСМ Мадрид-Севилья испанские и французские специалисты создали в 1987- 1991 гг. на основе поезда TGV А высокоскоростной поезд AVE («Alta Velocidad Espafto-1а» - «Испанская высокая скорость»). Электропоезд AVE двойного питания на напряжение

3 кВ постоянного тока и 25 кВ переменного тока с частотой 50 Гц предназначен для эксплуатации на ВСМ с максимальной скоростью до 300 км/ч. Испанский поезд несколько отличается от французского прототипа внешним видом, более изысканной внутренней отделкой, имеет три класса пассажирских вагонов.

В июне 1998 г. на реконструированной ж.-д. колее 1668 мм Барселона-Валенсия-Аликанте открыто движение поездов «Еиги-med», которые представляют собой модификацию поездов AVE на колею 1668 мм.

С 1999 г. началась эксплуатация новых высокоскоростных электропоездов серии «490» «Alaris» на направлении Мадрид-Валенсия. Поезд с системой ПНК представляет собой состав из одного прицепного и двух моторных вагонов суммарной мощностью 1960 кВт и рассчитан на максимальную скорость 220 км/ч. Возможна эксплуатация двух и трех поездов «Alaris» в одном составе с управлением по системе многих единиц.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. В 1962-85 гг. осуществлялась одна из самых значительных и амбициозных программ создания высокоско ростного поезда, получившего название APT («Advanced Passenger Train» - «Передовой пассажирский поезд»), рассчитанного на максимальную скорость 250 км/ч.

Предполагалось, что в поезде будут реализованы новые технические идеи: активная система наклона кузова вагона в кривых, гидрокинетический тормоз, колесные пары, устанавливающиеся по радиусу кривой, и т.д., что позволило бы без существенных капиталовложений в модернизацию путевой структуры значительно повысить скорость движения. Первоначально концепция поезда APT предполагала использование газовой турбины в качестве тягового двигателя. В 1974 г. был изготовлен газотурбинный прототип поезда -АРТ-Е. Во время одной из опытных поездок в 1975 г. поезд установил британский рекорд скорости - 243 км/ч.