ШВЕЦИЯ. Организовано скоростное движение по реконструированным ж. д. поездов системы ПНК серии X 200. Поезд создан в 1975-86 гг., с 1990 г. началась его регулярная коммерческая эксплуатация на линии Стокгольм-Гётеборг со скоростью от 160 до 200 км/ч. В настоящее время полигон эксплуатации этих скоростных поездов охватывает более 2400 км. Значительные перспективы в развитии скоростного и высокоскоро стного движения появились в связи с открытием сквозного железнодорожного сообщения Швеция-Дания через пролив Зунд. В 1999 г. открыто движение на первой в Швеции ВСМ между Стокгольмом и аэропортом Арланда протяженностью 40 км. Для этой линии создан семивагонный электропоезд «Арланда Экспресс», рассчитанный на скорость 200 км/ч.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ. Продолжается строительство ВСМ Сеул-Пусан длиной 412 км. Для линии будут закуплены поезда КТХ -модификация TGV А производства компании «Альстом».

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЕКТЫ. Важней шим итогом последнего десятилетия 20 в. в области высокоскоростного железнодорожного транспорта стало объединение нескольких национальных ВСМ международными маршрутами. Реализован выдвинутый еще в 1983 г. и окончательно оформленный в 1989 г. проект международной высокоскоростной ж.-д. сети, объединяющей Париж, Брюссель, Кёльн, Амстердам и Лондон, - первый шаг к созданию европейской сети ВСМ. В январе 1990 г. была организована специальная исследовательская группа «Европейская высокоскоростная железнодорожная сеть». В соответствии с планами, представленными этой группой, до 2010 г. в Европе предстоит соорудить около 9000 км новых ВСМ и провести реконструкцию существующих ж.-д. линий общей протяженностью св. 15 000 км. Европейский совет (ЕС) в Брюсселе в 1993 г. одобрил проекты «Белой книги», определившей транспортную стратегию ЕС. В числе 26 проектов, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, отмечены 9 проектов ВСМ, на которые предполагается израсходовать 2/з всех финансовых средств, предназначенных для развития транспорта. С 1998 г. в документах, определяющих стратегию развития транспортной системы Европы, в качестве перспективных направлений отмечено создание ВСМ Санкт-Петербург-Москва как первого звена российской высокоскоростной железнодорожной сети и направления для организации скоростного движения Москва-Санкт-Петербург-Хельсинки и Москва-Минск-Берлин по международным транспортным коридорам № 2 и № 9. Разработанные планы увязывают развитие высокоскоростного ж.-д. транспорта с организацией воздушного сообщения путем сооружения вокзалов-аэропортов, подобных действующим «Шарль де Голль - Руасси» (Франция), «Сипхол» (Нидерланды), «Франкфурт-на-Майне» (ФРГ) и др. В Европе намечено сооружение ок. 60 таких пересадочных узлов.