«УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Феде ральный закон от 10.01.03 № 18-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных, связанных с перевозками услуг. Устав состоит из девяти глав, включающих 130 статей.

Первый в России правовой акт в виде проекта Устава был разработан в 1879 г., издан и введен в действие на Российских железных дорогах в 1885 г. и продолжал действовать до 1917 г. В авг. 1920 г. был подписан декрет о введении нового Устава для железных дорог Российской Федерации, который с учетом изменений экономических отношений в стране перерабатывался в 1922 г. и 1927 г. На железных дорогах СССР трижды вводились в действие Уставы (1935, 1955 и 1964 гг.), в которых нашли отражение такие вопросы, как рациональное использование транспортных средств и снижение транспортных издержек, координация работы различных видов транспорта, планирование и рационализация перевозок, обеспечение сохранности грузов и безопасности перевозок пассажиров и грузов.

В 1998 г. в форме федерального закона был принят Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, который действовал до 2003 г. Устав регламентировал отношения между железными дорогами и пользователями услуг железнодорожного транспорта, устанавливал требования к подвижному составу и контейнерам в процессе их использования, определял основные нормативные правовые акты и порядок их утверждения, а также отношения между субъектами рынка транспортных услуг с учетом особенностей управления федеральной собственностью, находящейся в распоряжении железных дорог на праве хозяйственного ведения. Структурная реформа на железнодорожном транспорте определила кардинальное изменение существа правоотношений, связанных с организацией и обеспечением перевозочного процесса, появление новых субъектов на рынке железнодорожных перевозок. В этой связи потребовалась существенная корректировка ранее действовавшего Транспортного устава. Новый Устав отражает концептуально иной подход к организации перевозок на железнодорожном транспорте. Ранее действовавшим Уставом на рынке железнодорожных перевозок выделялось два субъекта - железная дорога и пользователь услуг железнодорожного транспорта (пассажир, грузоотправитель, отправитель, грузополучатель, получатель). В новом Уставе таких субъектов три - перевозчик (лицо, владеющее подвижным составом и контейнерами), владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры, то есть лицо, владеющее железнодорожными путями общего пользования, соответствующими зданиями и сооружениями) и пользователь услуг железнодорожного транспорта.