В России воинские перевозки начали осуществляться с 1851 г. после открытия регу лярного ж.-д. движения между Москвой и Петербургом. Транссибирская магистраль, построенная для защиты дальневосточных рубежей России в 1891-1916 гг., также сыграла большую роль в русско-японской войне 1904-1905 гг. Надежная работа ж.-д. транспорта в годы Великой Отечественной войны в значительной мере способствовала победе СССР. В летне-осенний период 1941 г. для развертывания и сосредоточения Вооруженных сил из внутренних военных округов в пункты еосредоточения были доставлены гл. обр. ж.-д. транспортом 291 стрелковая дивизия, 94 стрелковые бригады и более 2 млн. человек для маршевых пополнений. Во время Великой Отечественной войны общий объем воинских перевозок по ж. д. обеспечивали более 440 тыс. поездов (ок. 20 млн. вагонов), из них 55,2% оперативных перевозок и 44,8% снабженческих.

В России, учитывая ее географическое положение, велико значение транспорта в системе обороны страны; особая роль при перемещении войск отводится ж.-д. транспорту, который в отличие от других видов транспорта может в сжатые сроки выполнять крупномасштабные воинские перевозки в приграничные регионы (на восток, запад или юг), в зависимости от складывающейся обстановки и независимо от погодных условий. Опыт двух мировых войн показывает, что началу военных действий предшествуют перевозки войск для их сосредоточения на театрах военных действий. Для решения этой задачи ж.-д. транспорт должен находиться в постоянной готовности к выполнению массовых воинских перевозок. Управление воинскими перевозками и взаимодействие с ж.-д. администрацией по вопросам мобилизационной подготовки и использования железных дорог в интересах Вооружен ных сил осуществляется через Службу военных сообщений Генерального штаба в Центре управления военными сообщениями Министерства обороны, на железных дорогах - через Управления военных сообщений и комендатуры военных сообщений ж.-д. участков и станций.