В угрожаемый период и в военное время оперативные перевозки осуществляются непрерывно, от них в немалой степени зависит судьба оборонительных и наступательных операций. Генштаб должен планировать и контролировать их ежедневно, а в иных случаях и ежечасно, давать конкретные указания Службе военных сообщений, следить за их исполнением.

Правовые взаимоотношения Службы военных сообщений и ж.-д. администраций определены «Уставом воинских железнодорожных перевозок» (утвержден правительством в 1986 г.), «Положением о линейных и полевых органах ВОСО на видах транспорта» (1965 г., согласовано с транспортными министерствами) и «Наставлением по перевозке войск железнодорожным, морским, речным и воздушным транспортом» (1985 г., согласовано с транспортными министерствами).

В ходе подготовки ж.-д. транспорта к выполнению массовых воинских перевозок в мирное время создаются резервы пропускной и провозной способности на важнейших коммуникационных направлениях железных дорог, усиливается их живучесть, накапливаются технические средства и материалы для восстановления разрушенных и поврежденных объектов, строятся ж.-д. обходы транспортных узлов, дублирующие пункты управления воинскими перевозками и т. д. Для обеспечения воинских перевозок на ж.-д. транспорте создаются условия для развертывания медицинских, санитарно-контрольных и дезинфекционных пунктов, постов и подвижных во-енно-продовольственных пунктов, монтируются установки водоснабжения и др.

Железнодорожный транспорт России в силу ее географического и геополитического положения является основным видом транспорта для обеспечения жизни страны и ее обороноспособности .