Еще одно принципиальное отличие нового Устава от ранее действовавшего Устава, определявшего монопольное положение железных дорог на рынке железнодорожных перевозок (единственным перевозчиком могла выступать лишь железная дорога), является предоставляемая Уставом возможность стать перевозчиком, равно как и владельцем инфраструктуры, любому юридическому или физическому лицу при соблюдении установленных законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» требований. Перевозчиком, согласно статье 2 Устава, является юридическое и физическое лицо, имеющее соответствующую лицензию и являющееся стороной договора перевозки, осуществляющее перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте. Перевозчик работает на условиях публичного договора. Основными его обязанностями являются перевозка пассажира (груза, багажа, грузобагажа) в место назначения в установленные сроки, а также обеспечение выполнения связанных с перевозкой услуг своими силами либо с привлечением других организаций, но за свой счет. Обязательное требование к перевозчику - наличие вагонов, контейнеров на праве собственности или на ином законном основании. Перевозчик также должен иметь локомотив либо заключить договор на предоставление услуг локомотивной тяги на весь путь следования пассажиров (груза, багажа, грузобагажа). Все отношения, связанные с перевозкой, регулируются между пользователями услуг железнодорожного транспорта и перевозчиками. Перевозчик на всем пути следования для пользователя услуг остается неизменным. В этой связи, все претензии, связанные с перевозкой, предъявляются к нему. Перевозчик несет ответственность перед пользователями услуг в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по перевозке.