Смерзающиеся грузы - насыпные (реже - навалочные) грузы (руда, уголь, кокс, глина, песок, гравий, флюсы, шлаки и др.), которые вследствие естественной влажности теряют свойство сыпучести при температуре окружающей среды ниже 0 °С: отдельные частицы, куски груза смерзаются друг с другом и примерзают к полу и стенам вагона. Выгрузка таких грузов затрудняется, повышается стоимость разгрузочных работ, увеличивается простой подвижного состава. Для предупреждения смерзаемости и примерзания грузов выполняют подготовку грузов и подвижного состава: добавление к грузу веществ, поглощающих влагу (например, негашеной извести), веществ, образующих при соединении с водой растворы с низкой температурой замерзания (поваренной соли, хлористого кальция), промораживание груза; обработка внутренней поверхности кузова вагона маслами и нефтью. Для восстановления сыпучести смерзшихся грузов перед выгрузкой применяются термический (разогрев груза и вагона) и механический (виброрыхлителями, бурофрезерными и др. машинами) способы.

Тяжеловесный груз - груз, масса и длина которого либо нагрузка на раму (пол) вагона превышают величины, допускаемые Техническими условиями погрузки и крепления грузов для универсального подвижного состава. Перевозки тяжеловесных грузов осуществляются с использованием транспортеров. Транспортер - вид специального подвижного состава грузоподъемностью до 500 т. Различают транспортеры: сцепные, сочлененные, площадочные. Транспортеры также используются для уменьшения степени негабаритное™ груза. Транспортеры предоставляются грузоотправителю по распоряжению МПС. При проектировании объектов, подпадающих под определение тяжеловесного груза, следует учитывать необходимость согласования их перевозки с МПС РФ.