Вторым субъектом - владельцем инфраструктуры согласно статье 2 Устава признается любое юридическое или физическое лицо, имеющее на праве собственности или на иных законных основаниях инфраструктуру и предоставляющее услуги по ее использованию на основании публичного договора. Владелец инфраструктуры должен иметь соответствующую лицензию. Владелец инфраструктуры не выступает в качестве стороны договора перевозки. Указанное лицо предоставляет перевозчику услуги по пользованию инфраструктурой железнодорожного транспорта, обеспечивая продвижение вагонопотоков, регулирование обращения вагонных и локомотивных парков, а также организацию технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава перевозчиков.

Третьим субъектом является пользователь услуг железнодорожного транспорта. Взаимоотношения между пользователями услуг и перевозчиками грузов регулируются Уставом, правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в установленном Уставом порядке, а также договорами, заключенными между указанными субъектами рынка перевозок. Взаимоотношения между пользователями услуг и перевозчиками при перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа регулируются Уставом, правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (утверждаются Правительством Российской Федерации), а также правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом (утверждаются Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном Уставом). Заявка на перевозку груза согласно статье И Устава должна направляться перевозчику. Перевозчик в сроки, аналогичные ранее существовавшему порядку, согласовывает заявку с владельцами инфраструктур по пути всего следования груза, с которыми он заблаговременно заключает договоры на предоставление услуг инфраструктуры. Такой механизм наравне с другими предусмотренными Уставом рычагами обеспечивает беспрерывность осуществления перевозок и надежную работу железнодорожного транспорта.