Взаимоотношения с морскими и речными портами, кроме перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, регулируются договорами об эксплуатации подъездного пути или договорами о подаче и уборке вагонов. Договор о подаче и уборке вагонов заключается железной дорогой с грузоотправителями, грузополучателями, имеющими склады и погру-зочно-разгрузочные площадки на подъездных путях, принадлежащих железной дороге (пользователи подъездного пути), а также с контрагентами, обслуживаемыми локомотивом железной дороги.

Договор аренды заключается между железной дорогой и организацией (физическим лицом) по передаче в аренду путей общего пользования, которые затем по условиям их обслуживания приравниваются к подъездным путям. На основании договора аренды заключается договор о подаче и уборке вагонов. Текущее техническое содержание пути общего пользования, сданного в аренду, производится силами и средствами железной дороги за счет арендатора. Подъездные пути, не принадлежащие железным дорогам, могут передаваться в соответствии с договором железным дорогам, в том числе для технического обслуживания. Железная дорога может с согласия владельца или пользователя за плату использовать подъездной путь, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов.

По соглашению между железной дорогой и владельцем подъездного пути, обслуживаемого собственным локомотивом, может разрабатываться единый технологический процесс (ЕТП) работы подъездного пути и станции примыкания. ЕТП содержит: техническую и эксплуатационную характеристику путей, средств механизации, устройств и сооружений на подъездном пути и станции примыкания; размеры грузовых и вагонных потоков, рассчитанные исходя из фактически выполненных за прошедший год и плановых на предстоящий год с учетом их максимальных значений; порядок организации маневровой работы и расчет времени на выполнение технологических операций; порядок совместного использования технических средств подъездного пути и соответствующих средств станции примыкания; порядок обработки поездов на станции примыкания и подъездном пути, подачи и уборки вагонов, а также приема и сдачи вагонов в техническом и коммерческом отношении; графики обработки вагонов, передаточных и других поездов; графики технологических перевозок; суточный план-график работы станции и подъездного пути; технологическое время на выполнение грузовых операций; расчет сроков оборота (времени нахождения) вагонов на подъездном пути; порядок оперативного планирования, руководства и организации грузовой и коммерческой работы на станции и подъездном пути. Порядок разработки, корректировки, утверждения ЕТП, а также оформления разногласий устанавливается по согласованию между железной дорогой и организацией-владельцем подъездного пути. ЕТП может составляться вновь или корректироваться в случаях изменения технологии основного производства или истечения срока договора об эксплуатации подъездного пути.