Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС)

Соглашение заключено в 1951 г. между социалистическими странами Европы и Азии с целью организации перевозок грузов в прямом международном сообщении. К нач. 1998 г. после внесения в соглашение изменений и дополнений его участниками были все страны СНГ (кроме Армении), Латвия, Литва, Эстония, а также Албания, Болгария, Польша, Вьетнам, Иран, Китай, Корея, Монголия. В дополнение к основному тексту участники СМГС приняли Единый транзитный тариф (ЕТТ), применяемый для исчисления плат за перевозку грузов транзитом по дорогам стран -участниц СМГС, а затем Международный железнодорожный транспортный тариф (МТТ), введенный в действие в 1977 г., применяемый к отправке грузов, перевозимых как на основе СМГС, так и на основе Международной конвенции о перевозке грузов железными дорогами (ЦИМ) или другого международного транспортного права, транзитом по железным дорогам стран, принявших МТТ. Дополнительными документами СМГС являются Служебная инструкция к СМГС, Правила пользования вагонами, Тарифное соглашение по перевозкам внешнеэкономических грузов, оплачиваемых в валюте, между железными дорогами стран СНГ.

Соглашениями созданы единый подход к заключению международного договора ж.-д. перевозки с соблюдением взаимных прав и обязанностей сторон и единый порядок рассмотрения претензий и предъявления исков. На основе СМГС и ЦИМ (Единые правовые предписания к Соглашению о международных перевозках грузов) заключены двухсторонние соглашения о прямых ж.-д. сообщениях между российскими и финляндскими ж. д. и между ж.-д. администрациями государств -участников СНГ и австрийскими железными дорогами. Координация тарифной политики стран СНГ осуществляется на Тарифной конференции. Контроль за соблюдением принципа единого тарифного пространства и положений тарифной политики возложен на Центр фирменного транспортного обслуживания МПС России.