Однако из-за недальновидной государственной политики страна заметно отставала в деле строительства железных дорог. Разработанный в 1844 г. П. П. Мельниковым проект сооружения сети железных дорог в центре страны протяженностью свыше 3200 км, включавшей, помимо Петербурго-Московской железной дороги, строительство путей от Москвы к портам Черного моря и в Донбасс, не был реализован. Не были приняты и обоснованные предложения предпринимателей по строительству отдельных железных дорог в центре и на юге страны. Отсутствие железнодорожных связей центральных губерний с Черным морем, бездорожье явились одной из главных причин поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. Война обнажила экономическую слабость страны и заставила правительство пересмотреть железнодорожную политику. Еще в период войны начались проектно-изыскательские работы по строительству железных дорог на направлениях, связывающих центр с югом страны. В 1857 г. был издан Указ о создании первой сети железных дорог; правительство заключило договор с иностранными предпринимателями на концессию строительства железных дорог общей протяженностью около 4000 верст: Пе-тербурго-Варшавскую (завершение строительства, начатого в 1851 г.), Московско-Нижегородскую, Московско-Феодосийскую и линий Орел (или Курск) - Динабург-Либава. Для их сооружения было образовано Главное общество российских железных дорог с участием русского, французского, английского, немецкого и др. банковских капиталов при ведущей роли французского. Компания создавалась на выгодных условиях, ей обеспечивалось на долгие годы место единственного крупного строителя железных дорог в России. В составе акционеров были члены императорской фамилии и многие высокопоставленные чиновники. Однако весь капитал был истрачен к 1861 г., хотя не были достроены даже две из намеченных линий: Нижегородская и Варшавская. Для предотвращения ликвидации общества правительство пошло на пересмотр устава, предоставило дополнительные средства и льготы для завершения этих линий. По просьбе общества оно было освобождено от обязательств строить Феодосийскую и Ли-бавскую линии. Россия осталась без очень важных путей сообщения, особенно южного направления. Стоимость строительства Петер-бурго-Варшавской и Московско-Нижегород-ской линий, которые начали действовать во второй половине 1862 г., намного превысила договорную. Только на содержание администрации Главного общества была израсходована сумма в 32 млн. руб., которой хватило бы для сооружения линии Москва-Курск протяженностью 537 км. За период 1855- 1864 гг. в России было построено около