Организация и управление контейнерными перевозками

Контейнерные перевозки обеспечивают наибольшую эффективность при использовании различных видов транспорта и доставке грузов от склада отправителя до склада получателя. Наиболее распространенной схемой перевозок является прямое железнодорожное сообщение с участием автомобильного транспорта для завоза грузов на станцию и вывоза их грузополучателю. Осуществляются также перевозки грузов в контейнерах с подъездного пути отправителя на подъездной путь получателя или с использованием автотранспорта в пункте отправления или в пункте назначения, а также в смешанном железнодорожноводном сообщении (с морским или речным транспортом). Международные контейнерные перевозки осуществляются в железнодорожноморском, прямом железнодорожном и в пря мом автомобильном сообщениях. Выбор рациональной транспортно-технологической схемы производится на основе технико-экономической оценки вариантов доставки грузов в контейнерах.

Основным органом управления контейнерными перевозками в системе МПС (с кон. 1990-х гг.) являлся Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО), на ж.д. были организованы самостоятельные контейнерные отделы. Техническое состояние контейнерного парка контролировал Департамент грузовой и коммерческой работы МПС.

В сферу управления контейнерными перевозками входит решение следующих задач: планирование контейнерных перевозок, техническое нормирование работы контейнерного парка, разработка и использование планов формирования вагонов с контейнерами, оперативное управление.

Планирование контейнерных перевозок осуществляется по так называемой системе непрерывного планирования, которая основана на формировании месячных заявок от грузоотправителей, долговременных договорах с крупными грузоотправителями, внеплановых заявках на отправление грузов в контейнерах. На основе собранных заявок составляются планы перевозок: внутридорожные, междорожные, а также в сообщениях с Литвой, Латвией, Эстонией, странами СНГ и другими, в железнодорожно-водном сообщении.