Управление перевозочным процессом обеспечивает качественное выполнение перевозок с момента предъявления груза до его сдачи грузополучателю, включая операции погрузки-выгрузки, обеспечение порожними вагонами, включение вагонов в поезда, их перемещение, обеспечение поездов локомотивами и т.д. Управление перевозочным процессом подразделяется на ряд взаимосвязанных элементов: планирование и организация перевозок, диспетчерское руководство движением поездов, график движения и организация ва-гонопотоков, техническое нормирование, регулирование перевозок, применение автоматизированных систем управления. При этом необходимо обеспечить слаженность работы всех ж.-д. подразделений, достичь минимальных сроков доставки грузов и пассажиров с безусловным соблюдением безопасности движения поездов и маневровой работы, высокие показатели использования технических средств как постоянных, определяющих пропускную способность ж.-д. направлений, так и подвижного состава.

Управление перевозками включает также выбор таких параметров перевозочного процесса, при которых достигается наибольшая экономия энергоресурсов и наивысшая производительность труда. К ним относятся: выбор оптимальных веса и скорости движения грузовых поездов, повышение уровня маршрутизации перевозок, организация мер по смягчению влияния неравномерности движения на качество перевозок и их экономическую эффективность.

Анализ эксплуатационной работы

Анализ эксплуатационной работы проводится с целью определения качества работы ж.-д. подразделений по освоению объема перевозок и выполнению технических норм. В результате анализа выявляются отклонения от заданий и норм, устанавливаются их причины и намечаются меры по их устранению и ликвидации затруднений. В ходе анализа дается оценка эффективности мер, принятых для выполнения установленных заданий. При этом выполненные показатели сопоставляются не только с плановыми нормами, но и с нормами, скорректированными на фактический объем работы, а также с данными о выполнении этих показателей за предыдущий период или за соответствующий период прошлых лет. Частной задачей анализа может быть разбор обстановки: размещение вагонного и локомотивного парков, поездное положение на участках, загрузка станций и т. п. Следует иметь в виду, что все показатели работы ж.-д. подразделений тесно связаны между собой и требуют комплексного рассмотрения. Так, анализируя работу отделения дороги, нельзя рассматри вать изолированно ее составные части, как нельзя рассматривать и работу отделения в целом изолированно от работы соседних подразделений, направления и всей дороги; нельзя анализировать обеспечение плана погрузки отделения (дороги), не рассмотрев работу по выгрузке и использованию порожних вагонов.