Анализ вагонопотоков необходим для того, чтобы установить, как отделение дороги (дорога) справлялось с освоением фактических размеров вагонопотоков, выявить тенденции образования вагонопотоков и наметить меры, позволяющие избежать затруднений в работе при их увеличении. Такой анализ делается отдельно по груженым и порожним вагонопотокам. Кроме того, груженые ваго-нопотоки необходимо расчленять по назначениям, а порожние - по роду вагонов. Общий метод анализа состоит в сопоставлении образования вагонопотока с его погашением. Груженые вагонопотоки образуются из приема и своей погрузки, а погашение обеспечивается за счет сдаваемых и выгружаемых вагонов. В случае, когда погашение оказывается больше зарождения или равно ему, работу дороги по объему с данным вагонопотоком следует считать удовлетворительной.

Анализ выполнения плана приема и сдачи поездов и вагонов за сутки ведется по каждому пункту по числу принятых и сданных поездов с подразделением по количеству груженых и порожних вагонов. При невыполнении плана сдачи поездов и вагонов надо выявить поезда, не подведенные для сдачи, и причины этого. Одной из основных причин неудовлетворительного продвижения вагонопотоков является неподготовленность к возрастанию вагонопотоков, в частности, несвоевременное установление необходимых размеров движения и пар ка локомотивов, предупреждение и ликвидация затруднений в работе станций, нарушения плана формирования поездов и др.

Работу с парком порожних вагонов можно проанализировать, сопоставляя зарождение (прием + выгрузка) вагонопотоков с использованием порожних вагонов (сдача + погрузка) и учитывая при этом норму и фактическое выполнение оборота порожних вагонов.