На втором уровне функционируют АСУ железных дорог. Вычислительная сеть железной дороги, включая информационно-вычислительный центр, обеспечивает решение задач всех функциональных систем АСУЖТ в масштабе дороги. Вычислительные сети железных дорог дополняются автоматизированными диспетчерскими центрами управления (АДЦУ), создаются центры управления перевозками (ЦУП). Однако более перспективным и рациональным решением является создание сети дорожных центров автоматизированного управления (ДЦАУ), в которых должны быть реализованы функции современного автоматизированного управления всеми отраслями ж.-д. хозяйства.

На третьем уровне АСУЖТ автоматизируются функции департаментов МПС. В Главном вычислительном центре МПС решаются основные задачи всех функциональных систем АСУЖТ для верхнего уровня. Задачи оперативного управления перевозками решаются АДЦУ МПС.

Разработка АСУЖТ началась в марте 1973 г. Ей предшествовало создание в 1960- 1964 гг. и успешная эксплуатация на Московской железной дороге системы автомати зированного учета и оперативного управления перевозочным процессом. Система включала вычислительный центр дороги, сеть дистанционной передачи информации (оргсвязь) на участках Московско-Курского отделения дороги и технологию машинного решения (на ЭВМ) нескольких задач управления и учета. В 1966 г. на участке Люберцы-Черусти испытывалась система автоматизированного управления движением поездов - «участковый автодиспетчер». К 1973 г. была создана сеть дорожных вычислительных центров и Главный вычислительный центр МПС России. Опыт разработки эксплуатации этих систем позволил приступить к созданию комплексной автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом - АСУЖТ.