ОАО РЖД - крупнейшее акционерное общество в Российской Федерации. Учитывая особенности его правового положения и поставленные перед ним задачи, в ряд федеральных законов потребовалось внести изменения, которые направлены на сокращение расходов федерального бюджета и минимизацию юридических рисков при проведении приватизации и создании ОАО РЖД, упрощение процедуры получения лицензий, сохранение единой системы организации и осуществления перевозочного процесса.

В. Н. Марков.

*0 ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"» - Федеральный закон от 10.01.03 № 16-ФЗ (далее - Федеральный закон). Ранее действовавшая редакция Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.95 № 147-ФЗ была ориентирована на монопольное положение железных дорог на рынке железнодорожных перевозок. Статья 4 этого Федерального закона устанавливала, что государственному регулированию в соответствии с законодательством о естественных монополиях подлежит вся сфера железнодорожных перевозок. При этом данная норма носила неопределенный характер в связи с отсутствием законодательного определения понятия «сфера железнодорожных перевозок». Под таким термином в широком смысле можно было понимать все услуги, связанные с осуществлением перевозок, в том числе и те, в которых реально сложился конкурентный сектор. Возможность такой широкой трактовки на практике вызывала споры в решении вопроса о государственном регулировании тарифов на оказываемые железными дорогами услуги.

С принятием федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» создана правовая основа для появления и развития конкуренции в сфере осуществления перевозок, предоставления локомотивов, осуществления сопровождения и охраны грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, погрузки и выгрузки грузов и оказания ряда иных услуг. В этой связи, необходимость корректировки Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.95 № 147-ФЗ стала еще более очевидной.