Основными качественными показателями являются: техническая, участковая и маршрутные скорости; коэффициент скорости; среднесуточный пробег локомотивов; средняя масса поезда и оборот пассажирских составов. Кроме того, определяют дополнительные качественные показатели: среднюю продолжительность стоянки транзитных поездов на сортировочных и участковых станциях; средний простой локомотивов на станциях их оборота; эксплуатационный и полный оборот локомотивов.

Железнодорожная сеть России характеризуется различными размерами движения, числом главных путей, соотношением скоростей грузовых и пассажирских поездов, разностью размеров движения по направлениям и т. д. В связи с этим различны и сами графики движения, которые классифицируются по нескольким признакам.

По соотношению скоростей движения поездов графики подразделяются на параллельные и непараллельные. При параллельном графике все поезда каждого направления имеют одинаковую скорость движения на перегоне, поэтому линии хода поездов расположены параллельно. Параллельный график позволяет наиболее полно использовать пропускную способность участков, служит основой для изучения свойств и закономерностей всех типов графиков.

При непараллельном графике предусматривается обращение грузовых и пассажирских поездов с разными ходовыми скоростями движения, причем поезда могут быть одной или нескольких категорий (скорые, пассажирские, грузовые нормальной скорости, грузовые ускоренные и др.).

По числу главных путей на участке графики подразделяются на однопутные, двухпутные и многопутные. На двухпутных линиях главные пути специализируются на движении поездов только по одному направлению (четному или нечетному); скрещения поездов могут осуществляться не только на станциях и разъездах, но и на перегонах. Графики движения на участках с однопутными и двухпутными перегонами называют однопутно-двухпутными. На трехпутных линиях обычно два пути специализируются по направлениям, а один используют для следования поездов обоих направлений. На четырехпутных участках чаще всего два пути используют для грузового и два для пассажирского движения со специализацией каждой пары путей по направлениям.