Изменения и дополнения в этот закон коснулись следующих основных вопросов. Положение о необходимости регулирования сферы железнодорожных перевозок в статье 4 сохранилось. Вместе с тем эта статья дополнена новым пунктом 2, который устанавливает, что в соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Таким образом, Федеральным законом предусмотрено регулирование тарифов только на те работы (услуги), которые относятся к монопольному сектору. По мере развития в них конкуренции эти работы (услуги) будут выводиться из сферы деятельности Федерального закона. Решение об изменении и прекращении регулирования деятельности субъектов естественной монополии с учетом реализации демонополизации сфер естественных монополий согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона принимает орган регулирования естественной монополии. При этом Федеральным законом (пункт 3 статьи 4) также введен законодательный запрет на сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

В. Н Марков.

2. ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

Мировая сеть ж. д. насчитывает около

1,3 млн. км. Она построена в основном во второй половине 19 - начале 20 вв. К 1913 г. ж.-д. сеть достигала 1,1 млн. км, в т. ч. в России - 71,7 тыс. км, в США - 410 тыс. км, Европе (без Европейской части России) - около 300 тыс. км. В 1922 г. в общей протяженности ж.д. мира, составлявшей 1,2 млн. км, 256 тыс. км, или 21,5%, были узкоколейные железные дороги, в т. ч. в Европе около 55 тыс. км, или 18%. К началу 21 в. сеть железных дорог США сократилась почти в два раза в связи с развитием других видов транспорта и слиянием железных дорог в результате ликвидации многих построенных частными компаниями параллельных линий, а также малодеятельных линий. Произошло также сокращение сети в большинстве европейских стран. При этом узкоколейных ж. д. осталось около 5 тыс. км. В то же время во многих других странах продолжалось новое ж.-д. строительство. В СССР ж.-д. сеть удвоилась, достигнув в 1991 г. 148,2 тыс. км. В 2002 г. протяженность сети ж.д. составила (тыс. км): в России - 85,5; США - порядка 230 (в т. ч. ж. д. I класса 160,5), Канаде -