Объемы местной работы устанавливают на основе статистических данных о погрузке и выгрузке по каждому роду подвижного состава для каждой станции, а также предоставляемых системой фирменного транспортного обслуживания (СФТО) данных заключенных договоров на организацию перевозок, маркетинговых исследований и составление прогнозов. При этом для всех станций, выполняющих грузовые операции, определяют избытки и недостатки порожних вагонов каждого рода; рассчитывают породовой баланс порожних вагонов для участка и подразделения в целом. На основе указанных данных разрабатывают схему питания погрузочных станций порожними вагонами, исходя из достижения минимального суммарного пробега порожних вагонов с исключением встречных пробегов взаимозаменяемого подвижного состава. Затем рассчитывают суточные размеры прибытия и отправления груженых и порожних вагонов для всех промежуточных станций по направлениям движения, определяют местные вагонопотоки по перегонам, составляют таблицы («шахматки») и диаграммы местных вагонопотоков участков и направлений.

Организация местных вагонопотоков, не охваченных отправительскими маршрутами, предусматривает применение следующих родов местных поездов: сборные для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям; участковые, следующие по одному участку без прицепки и отцепки вагонов; вывозные - следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных (грузовых) станций примыкающего участка или обратно с отдельных промежуточных (грузовых) станций до ближайшей сортировочной или участковой станции; передаточные - следующие между станциями, входящими в один узел, и обслуживаемые парком специальных передаточных локомотивов; диспетчерские локомотивы -назначаемые при незначительной погрузке и выгрузке на промежуточных станциях участка, а также в дополнение к сборным поездам.