Число сборных поездов на участке устанавливается из условия обеспечения устойчивого развоза местного груза при существующей неравномерности местных вагонопотоков. Минимальное число указанных поездов для участка в целом устанавливают как наименьшее для всех перегонов, исходя из величины вагонопотока, допустимого веса и длины составов по перегону. Целесообразность увеличения числа сборных поездов обосновывают расчетами, сопоставляя эффект от ускорения продвижения вагонов с расходами на увеличение размеров движения. При значительном местном вагонопотоке участка рассматривают также варианты выделения участковых и вывозных поездов, позволяющих ускорить продвижение вагонов по участку по сравнению со сборными поездами и уменьшить число последних.

Взаимное расположение ниток сборных поездов на поле графика движения выбирают с учетом направлений прибытия и отправления преобладающего потока местных вагонов и интервалов времени, необходимых для выполнения грузовых операций на промежу точных станциях. При наличии нескольких конкурентоспособных вариантов составляют планы-графики местной работы участков, по которым подсчитывают простои местных вагонов на каждой промежуточной и участковой станции. Наиболее эффективный вариант принимают за основу для разработки графика движения поездов на направлении.

Маневровое обслуживание промежуточных станций может выполняться: поездным локомотивом сборного поезда; диспетчерским локомотивом участка; маневровым локомотивом, прикрепленным к промежуточной станции; маневровым локомотивом опорной станции. В последнем случае сборные и вывозные поезда доставляют местные вагоны до опорных станций, откуда их подают на прикрепленные промежуточные станции разъездными маневровыми локомотивами. В условиях рыночных отношений возросла динамичность транспортно-экономических связей и неравномерность местной работы, что обусловило увеличение числа промежуточных станций, прикрепляемых к опорной, с 1-2 до 10 и более. При этом за опорной станцией закрепляется 2-3 и более маневровых локомотивов. Они работают под единым оперативным руководством, обеспечивающим выполнение единой нормы простоя местных вагонов, установленной для всего линейного района управления опорной станции. При такой технологии затраты на дополнительные передвижения между станциями компенсируются снижением общего числа маневровых локомотивов, ускорением формирования подач, ликвидацией части остановок сборных поездов, снижением простоев местных вагонов в условиях более равномерной загрузки обслуживающих устройств.