49,8 (2001 г.); в Европе (без ж.д. государств - участников СНГ) - 229,8, в т. ч. в Германии - 36, Франции - 29,4, Польше -

20.1, Великобритании - 16,4, Италии - 16,4, Испании - 13,8, Швеции - 10,9; в Азии, в т. ч. в Китае - 59,1, Индии - 63, Японии -

20.2. В связи с быстрым развитием автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта доля железных дорог в перевозках сократилась, хотя объемы их перевозочной работы в большинстве стран возросли.

В особенно сложном положении оказались европейские ж. д., в основном в связи с очень большим ростом автомобильных перевозок, худшими конкурентными условиями на рынке транспортных услуг, большим удельным весом в перевозочной работе пассажирских перевозок (в среднем по Европе - около 49%). В странах Европейского Союза (ЕС), в который в 2001 г. входили 15 стран с ж.-д. сетью 150,4 тыс. км, на автоперевозки приходилось 44% всего рынка грузоперевозок, на морской каботаж - 41%, на железные дороги - 8%, на внутренние водные пути - 4%. В общем пассажирообороте доля ж. д. составила 6%. При этом с 1970 г. по 2001 г. грузооборот ж. д. уменьшился с 283 млрд. до 241 млрд. т-км, а их доля в общем грузообороте сократилась с 21,1% до 8,4%. В США грузооборот ж. д. -за этот период возрос почти в два раза, а их доля в общем грузообороте всех видов транспорта возросла с 33,8% в 1970 г. до 41,7% в 2001 г.

В условиях развития европейской интеграции, сложного финансового положения ж. д., учитывая их важные преимущества, высокую безопасность и экологическую чистоту, в 1991 г. ЕС была принята директива 91/440, согласно которой требовалось: придать национальным ж.-д. системам полную хозяйственную самостоятельность; оздоровить их финансовое положение и списать (либо реструктурировать) их долгосрочную задолженность; отделить владение и управление инфраструктурой от эксплуатационной деятельности (по крайней мере в финансовой сфере); гарантировать на справедливых коммерческих условиях свободный доступ третьих фирм (сторонних компаний) к пользованию путевой инфраструктурой и др. Однако в государствах, реализующих в той или иной мере установки директивы ЕС, не было достигнуто желаемых результатов в части увеличения объемов перевозок, повышения эффективности работы и т. д. В ряде стран ж.-д. администрации считают нецелесообразным реализацию отдельных положений директивы ЕС (особенно разделение функций управления перевозочным процессом и инфраструктурой, поскольку это снижает управляемость и эффективность работы ж. д.). Реформирование ряда ж. д. стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии осуществляется по собственным программам.