Изучение неравномерности объемов перевозок, умение отличить неизбежные колебания от сгущений или перерывов, вызываемых неправильно устанавливаемыми режимами и подлежащих устранению, помогают существенным образом улучшить использование Перевозочных средств и сократить потребности в подвижном составе.

Отдельные виды неравномерности имеют либо случайный, либо закономерный характер. Так, неравномерность поездообразования случайна вследствие случайного характера поступления в сортировочный парк замыкающих накопление групп вагонов. Сгущения же грузовых поездов на графике из-за пропуска пассажирских или наличия постоянного «окна» являются закономерными. Однако, наклады-ваясь друг на друга, эти виды неравномерности в целом образуют случайный характер колебаний эксплуатационной работы по суткам. Поскольку управление эксплуатационной работой базируется на суточных периодах и показателях при месячном объеме работы, ус тановленном техническими нормами, то суточная неравномерность является наиболее существенной для эксплуатационных расчетов. Влияние суточной неравномерности необходимо учитывать во всех аспектах эксплуатационной деятельности. С другой стороны, знание закономерностей суточной неравномерности позволяет находить пути ее снижения и уменьшения ее влияния на эксплуатационные процессы.

Суточная неравномерность размеров движения выражается в неравномерности ваго-нопотоков и поездопотоков, т. е. размеров движения поездов на участках. Установлено, что суточные колебания вагонопотоков и размеров движения поездов подчиняются закону нормального распределения. Натурные наблюдения показывают, что коэффициент вариации размеров движения зависит от их среднесуточной величины на рассматриваемом направлении. Коэффициент вариации размеров движения для станций, к которым примыкают несколько подходов, всегда ниже, чем для станций с одним направлением, при равных суммарных вагонопотоках. Это означает, что поступающий на станцию с несколькими подходами поездопоток более устойчив, чем при одном подходе, поскольку колебания размеров движения на разных подходах в какой-то мере «гасят» друг друга. Неравномерность поездопотоков по направлениям приводит к тому, что на линиях с одинаковым среднесуточным поездопотоком в обоих направлениях имеет место максимальный встречный пробег резервных локомотивов. С увеличением разницы среднесуточных поездопотоков по направлениям встречный пробег резервных локомотивов уменьшается и при определенной величине этой разницы исчезает совсем, т. к. избыток локомотивов в преимущественном направлении компенсирует все колебания поез-допотока обратного направления. В этих условиях регулировка пробегов локомотивов упрощается, так как резервом локомотивы отправляются только в обратном направлении.