Оперативное планирование работы железнодорожных подразделений

Фактические размеры вагонопотоков, погрузки, выгрузки каждые сутки существенно отклоняются от среднесуточных значений как из-за объективно существующей неравномерности перевозочного процесса, так и вследствие сверхплановых заданий и регулировочных мероприятий (сгущение погрузки, отклонение вагонопотоков на параллельные направления и пр.). Поэтому для каждых суток и внутрисуточных периодов необходимо прогнозировать объем предстоящей работы и так нормировать ее в соответствии с графиком движения и планом формирования поездов, чтобы выполнить и перевыполнить качественные показатели. Оперативное планирование способствует выполнению технических нормативов, графика движения и плана формирования поездов, рациональному использованию подвижного состава и пропускной способности участков и станций в конкретный период времени. Оперативные планы предусматривают равномерную и ритмичную поездную и грузовую работу дорог, отделений и станций, предупреждают возможные затруднения, позволяют полнее использовать резервы вагонного и локомотивного парков, пропускную способность линий и перерабатывающую способность станций.

При оперативном планировании на дорогах составляют суточные и сменные планы поездной и грузовой работы; на отделениях -суточные планы и сменные задания; на станциях - суточные планы-задания и сменные планы. Для разработки этих планов используют исходную информацию: заявки отправителей на погрузку в следующие сутки, фактическое и ожидаемое поездное положение, положение на станциях формирования, подход поездов с других дорог и отделений, график постановки локомотивов на осмотр и ремонт и др. Станции передают информацию в отделение дороги, где ее обобщают и вместе с информацией с соседних отделений о подходе поездов направляют в оперативно-распорядительный отдел службы перевозок дороги. Отсюда после объединения с информацией, поступившей от соседних дорог, она поступает в оперативные отделы Департамента управления перевозками.