Строительство первого участка дороги -ширококолейной (1524 мм) ж.-д. линии на паровой тяге Баку-Сабунчи-Сураханы протяженностью 19 км было завершено в 1880 г. В 1918-1919 гг. после установления Азербайджанской Демократической Республики начато строительство участка Алят-Джульфа. Инициаторами строительства выступил министр путей сообщения X. Б. Мелик-Асланов и и.о. начальника ж.д. Т. Б. Мелик-Асла-нов. В 1924 г. на дороге по инициативе народного комиссара путей сообщения Азербайджана Ч. Ильдырыма и начальника Азнефти

А. П. Серебровского был электрифицирован первый в стране ж.-д. участок Баку-Сабунчи-Сураханы, строительством которого руководил инж. В. А. Радциг. Открытие движения состоялось 6 июля 1926 г.

До 1920 г. (до установления в Азербайджане Советской власти) было построено 837 км ж.-д. путей. Дальнейшее развитие Азербайджанская ж.д. получила в 30-е гг.: осуществлялось строительство вторых путей, повышалась пропускная и провозная способность станций, узлов, продолжалась электри

фикация важнейших направлений, на линиях вводились устройства автоматики и телеме ханики, возрастал объем работы, выполняемой промышленным транспортом

В годы Великой Отечественной войны железнодорожники Баку Баладжарского узла собрали 600 тыс руб в фонд обороны для строительства самолетов, коллективы Бакинского вагоноремонтного завода и Бакинского локомотивного депо построили и отправили на фронт бронепоезда Была обеспечена по грузка и отправлено 1 млн 300 тыс цистерн с нефтепродуктами

Азербайджанская железная дорога обслуживает богатейшие по природным ресурсам и многообразию высокоразвитого промышленного и сельскохозяйственного производства экономические районы Баку, Нахичевани, На горного Карабаха, Апшерона По дороге пе ревозятся важнейшие народно-хозяйственные грузы нефть и нефтепродукты (почти 30% всех отправлений), руда, хлопок, строитель ные материалы, зерно, соль и различная готовая продукция промышленных предприятий Большой объем перевозок составляют сельскохозяйственные грузы, продукция химической и деревообрабатывающей промышленности Через Каспийскую паромную пе реправу ввозят лесоматериалы, зерно, хлопок, в обратном направлении отправляют машины и другую продукцию стран Закавказья, Украины и центральных районов России