БЕЛОРУССКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА -объединение, подчиненное Совету Министров Республики Белоруссии (с 1994 г.), расположенное в пределах территории Белоруссии. Управление дороги в Минске. Является членом ОСЖД (код БЧ). В составе дороги отделения: Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилёвское, Витебское. Эксплуатационная длина дороги (01.01. 2001 г.) 5523,3 км. Дорога граничит с Октябрьской и Московской железными дорогами России, Юго-Западной и Львовской железными дорогами Украины, с железными дорогами Латвии, Литвы, Польши. Крупные узловые станции: Минск, Молодечно, Орша, Барановичи, Гродно, Волковыск, Лида, Лу-нинец, Брест, Гомель, Жлобин, Калинковичи, Могилёв, Осиповичи, Кричев, Витебск, Полоцк. Протяженность двухпутных участков составляет 30,1% эксплуатационной длины. Автоматической блокировкой оборудовано 67%, диспетчерская централизация действует на 58,5% эксплуатационной длины; электрической централизацией оборудовано 95,9% стрелочных переводов, тепловозной тягой выполняется 78,9%, электрической - 21,1% грузооборота дороги.

В общем отправлении грузов ведущее место занимают строительные, лесные, машиностроительные грузы, продукты сельского хозяйства, продовольственные товары, импортные грузы. Большой удельный вес приходится на пассажирские перевозки.

Первая ж.-д. линия протяженностью 64 км на территории Белоруссии вступила в эксплуатацию 27 дек. 1862 г. как продолжение Петербург-Варшавской железной дороги между ст. Поречье-Гродно-Лососно. Дорога способствовала развитию экономики района, укреплению связей со странами Прибалтики, развитию отношений с центральной частью России, дала возможность расширения рынка развитой в Гродненской губернии текстильной и сельскохозяйственной продукции. Для вывоза сельскохозяйственной продукции из центральных районов России на экспорт через порты Балтийского моря были построены ж.-д. линии Рига-Динабург (Даугавпилс)