Различают отказы:

• зависимые, появление которых вызвано другими отказами, и независимые, появляющиеся независимо от других отказов;

• критические, ведущие к авариям с тяжелыми последствиями (сход подвижного состава с рельсов, разрушение рельсов или несущих элементов состава и т.п.), и некритические (порча локомотива в пути следования и т. п.);

• ранние (приработочные) и поздние (де-градационные); отказ, вызванный наступлением предельного состояния, называют ресурсным.

По причине возникновения отказы подразделяются на конструкционные, производственные и эксплуатационные; по характеру функционирования - на параметрические и непараметрические (отказы функционирования); по возможности предсказания - на постепенные и внезапные.

Конструкционные отказы возникают в результате нарушения установленных норм и (или) правил проектирования, например отказы несущих дегалей могут возникнуть из-за неправильного выбора соотношения между характеристиками прочности и эксплуатационной нагруженности. Производственные (технологические) отказы связаны с нарушением установленного процесса технологии изготовления или ремонта объекта; их появление можно предотвратить на основе повышения технологической дисциплины. Эксплуатационные отказы появляются из-за нарушения установленных правил и условий эксплуатации, например из-за превышения допустимой величины скорости соударения вагонов при маневрово-горочных операциях. Отказ функционирования приводит к тому, что объект не может выполнять своих функций, например тяговый двигатель не развивает вращающего момента, редуктор или колесная пара не вращаются, и т. п. Чаще всего отказ функционирования связан с поломками и заклиниванием отдельных элементов объекта. Параметрический отказ возникает из-за выхода параметров объекта за допустимые пределы, например ухудшение показателей качества (снижение силы тяги, кпд, коэффициента мощности), уменьшение энергоемкости поглощающего аппарата автосцепки и т. п. Все эти отказы не ограничивают возможность дальнейшего использования объекта, однако он становится неработоспособным с точки зрения требований, установленных техлическими нормативами. Для устройств ж.-д. транспорта характерны оба последних вида отказов. Постепенные отказы возникают из-за изменения во времени свойств объекта, ухудшающих его начальные параметры и приводящих к накоплению необратимых повреждений в материале. К таким процессам относят изнашивание, коррозию, накопление усталостных повреждений, снижение диэлектрической прочности изоляции электрических машин и аппаратов и т. п. При таких отказах с ростом наработки происходит медленное изменение величины контролируемого параметра. Постепенный отказ возникнет, если в некоторый момент времени контролируемый параметр превысит свое допустимое значение.